Анонс







Назад в Автоэкспертиза >>>

«СПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЭКСПЕРТЫ




Никто не застрахован от дорожно-транспортного происшествия. Порой водители не могут повлиять на дорожную ситуацию в силу воздействия определенных факторов. Именно они становятся «камнем преткновения» в установлении справедливости. Ежедневно на дорогах страны немалая доля ДТП происходит в условиях отсутствия очевидцев, показания непосредственных участников противоречат друг другу, а иногда, к сожалению, и показания дать уже некому...

В подобных случаях у сотрудников правоохранительных органов, разбирающих обстоятельства аварий, одна надежда – выводы автотехнической экспертизы.

Наш собеседник сегодня заместитель начальника управления специальных и технических экспертиз - начальник отдела технических экспертиз Витебского областного управления Госкомитета судебных экспертиз майор юстиции Новиков Алексей Владимирович.


Алексей Владимирович, чем конкретно занимается ваш отдел, какова сфера его ответственности?

Спектр направлений деятельности отдела довольно широк. Сегодня в круг наших обязанностей входит производство автотехнических, пожарно-технических, фоноскопических и компьютерно-технических экспертиз. Структурно отдел входит в состав управления специальных и технических экспертиз, с 01 июля 2013 года мы являемся сотрудниками созданного согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22.04.2013 №202 Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь.

В дорожном движении участвует каждый. Хотелось бы знать, чем занимается «автотехническая» экспертиза, какой круг вопросов она позволяет решать?

Предметом исследования судебной автотехнической экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия их возможностях, механизме ДТП, а также обстоятельствах способствующих совершению происшествия.

По направлениям исследования в автотехнической экспертизе выделяют следующие виды: а) исследование технического состояния транспортных средств, наличия неисправностей его систем и агрегатов, времени их возникновения и возможности их своевременного обнаружения; б) исследование обстоятельств ДТП, в целях установления скорости движения транспортных средств, наличия у водителя технической возможности предотвратить происшествие и др.; в) исследование следов на транспортных средствах и на месте происшествия (транспортно-трасологическая экспертиза).

Водители-участники ДТП зачастую рассказывают, что ехали с маленькой скоростью, и авария произошла по непонятным им причинам. Есть ли какие – нибудь методы установления правды?

Существуют научно-обоснованные и достаточно апробированные методики определения скорости движения транспортных средств перед происшествием. Они основаны на классических законах физики и механики.

Сегодня, наиболее распространенной является методика установления скорости движения исходя из следов юза (торможения) транспортного средства, оставляемых на дорожном покрытии колесами автомобиля. Сопоставляя на практике расчетные значения скорости с данными видеорегистраторов и тахографов, можно с уверенностью говорить о надежности расчета скорости по следам юза автомобиля.

В мире существует методика определения скорости по остаточной деформации деталей кузова, однако, существующие программные средства широкого применения в нашей правоприменительной практике не находят. В грузовых автомобилях точные данные о скорости движения содержит тахографическая карта, расшифровкой которой также занимаются наши специалисты.

Я однажды слышал рассказ водителя, что причиной ДТП явился разрыв покрышки, а его отдали под суд. Этот водитель до сих пор с приговором не согласен.

Решение вопросов о причине разгерметизации шины колеса также относится к компетенции судебной автотехнической экспертизы. Механизм разгерметизации покрышки колеса достаточно хорошо изучен и с экспертной точки зрения описывается с высокой степенью соответствия фактическим обстоятельствам аварии. Мы определяем, когда произошла разгерметизация: до ДТП или она явилась его следствием. Характер повреждений поверхности покрышки в различных ситуациях имеет свои неповторимые особенности.

Можно ли определить, кто кого ночью ослепил светом фар?

Вообще-то механизм ДТП экспериментально устанавливает следователь, но, исследуя поврежденную лампу, эксперт-автотехник может ответить на вопрос, находилась ли нить накаливания лампы в момент ее разрушения под напряжением, и какой свет фар горел. Это же касается и ламп сигналов поворота.

Сейчас многие устанавливают в автомобилях видеорегистраторы, есть ли в этом, с Вашей точки зрения, целесообразность?

Видеорегистратор является самым беспристрастным свидетелем происшествия. У нас уже много примеров, когда анализ содержимого видеорегистратора позволял установить причины возникновения и развития аварийной ситуации. По видеорегистратору можно с достаточной точностью определить скорость движения транспортного средства и восстановить механизм развития дорожно-транспортного происшествия.

Немало случаев, когда в отсутствие очевидцев запись регистратора являлась для органа уголовного преследования единственным и невосполнимым источником доказывания виновности или невиновности участника происшествия.

Расскажите о каком-нибудь случае, позволившем установить истину при ограниченной информации о ДТП.

Вспоминается случай, когда на международной трассе был обнаружен труп девушки с признаками переезда крупногабаритным автомобилем, который скрылся с места происшествия. Своевременными согласованными действиями милиции и пограничников все следующие в направлении гр.России «фуры» были задержаны на границе, это порядка 20 автомобилей. Внешний осмотр автомобилей на наличие следов крови на деталях ходовой части ничего не дал. Исследованием дисков тахографов каждого из автопоездов, на поле регистрации скорости одного из них были обнаружены не характерные для нормальной работы самописца тахографа следы петлеобразной формы, свидетельствующие о воздействии ударной нагрузки на автомобиль. Выявленные признаки наезда предопределили направление расследования дела.

Скажите, а можно ли рядовому гражданину обратиться к Вам для производства «автотехнической» экспертизы?

Да, сегодня есть такая возможность. Несмотря на то, что основным, так сказать, «заказчиком» проведения экспертных исследований являются органы уголовного преследования, за проведением экспертизы на договорной платной основе могут также обращаться физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные субъекты хозяйствования. Но прежде, чем определяться с кругом вопросов подлежащих исследованию, лучше предварительно проконсультироваться с профильным специалистом. Кстати, консультационные услуги тоже платные.

Алексей Владимирович, спасибо за интересную беседу, а также за Ваш ответственный и требующий больших теоретических знаний и практических умений труд.

Поддержите сайт, поделитесь этим с друзьями:





Раз в неделю, дайджест с самыми популярными статьями от WorldAutoschool.ru